ООО "Творческое объединение "Виртуаль"
  Наука и образование

и урбанистика в строительства городов

Градостроительное планирование как правило имеет столь же длинную историю, как и сам город. Ещё в письменности Египта город и крепость были нарисованы различными иероглифами, что ясно указывает на сильно углубленное осознание природы города как нестандартной формы концентрации людей на определённой территории. Более старые города Месопотамии имели гораздо более сложную структуру. В отличие от Египта, который весь был своего рода крепостью, защищенной пустынями, здесь города, окруженные протяженными стенами, включали обширные сельхоз угодья - отсюда их поистине огромные размеры.

Основные функции городов универсальны, и потому города и системы городов основывались и планировались повсюду примерно одинаковым набором методов и приемов. У нас есть основания полагать, что греки заимствовали систему функционала городов у египтян, и мы точно знаем, что тот же по существу набор инструментов был унаследован римлянами от греков.Однако нет доказательных свидетельств тому, что из того же источника искусство строения городов было воспринято в долине Инда, где тщательность планирования Мохенджо Даро и Хараппы, с их изощренной системой канализации, вызывает восторг и у современного инженера. Увы, вид строений не даёт оснований уловить тот же источник в Теночтитлане, на месте которого стоит Мехико?сити, так как эти цивилизации появились за океаном, тысячью лет позже. Может быть, тождество задачи быстрого заселения людей на новом месте и удобство расчета налогов на землю привело к формированию стандартного инструмента плана градостроительства - регулярной прямоугольной сетке кварталов.
Силуэт города - всегда его образный, пространственный знак, издали направляющий путешественника. Можно ли представить Париж без Эйфелевой башни? Вы думаете не уникален силуэт каждого из трех доминирующих в центре Санкт Петербурга сооружений - Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Исаакиевского собора? А что за Лондон без Биг Бена?
Но часто ли мы задумываемся о том, кто автор этих грандиозных строений, определяющих лицо города? Эйфелю , например, повезло - башня названа его именем. Но не каждый вспомнит зодчего, спроектировавшего Успенский собор в Москве или собор Святого Павла в Лондоне.
Но вот еще один парадокс - знаменитые постройки зодчих можно сказать заменили им лицо. Вы без труда отыщете в энциклопедии изображение Эйфелевой башни и наверняка не найдете изображение самого автора .
Еще меньше повезло проектировщикам многих старинных памятников. Неизвестны создатели Пантеона, Нотр Дама. В других случаях об архитекторах не известно вабще ничего, кроме разьве что имени. Всё позабыто
Другое дело - архитектурный проект. Сам по себе он не представляет определённой цели творчества архитектора. Разумеется, когда проекты, оставаясь на бумаге, влияют на развитие зодчества, бывают времена, когда архитектурные идеи наиболее главным образом выражаются в фантазиях. Но то исключения - проекты обязаны воплощаться в натуре. Однако для их создания необходим труд тысяч людей. Дело это долговременное, отнимающее, как правило, годы, а бывает так, что главный архитектор всю жизнь отдает лишь для одного своего детища. А судьба этого детища зависит далеко не от него одного. Ведь всегда есть еще и заказчик, есть исполнитель, который призван воплотить идею зодчего в точном соответствии с проектом.
Дизайн и программирование: Сергей Плетнев
  • E-Mail: sergpv@tokamak.ru